Тестирование, как форма проверки знаний учащихся

Тестирование, как форма проверки знаний учащихся

Введение

 Одной из задач повседневного учительского труда является необходимость осуществлять контроль знаний учащихся. Формы контроля, применяемые учителями, очень разнообразны, но наиболее часто используются письменный или устный опросы. К сожалению, эти формы не лишены недостатков.

При проведении устного опроса – это относительно большая затрата времени урока при небольшом количестве выставляемых оценок, при проведении письменных работ количество оценок возрастает, но много времени уходит на проверку.

Тестирование как эффективный способ проверки знаний находит в школе все большее применение. Одним из основных и несомненных его достоинств является минимум временных затрат на получение надежных итогов контроля. При тестировании используют как бумажные, так и электронные варианты. Последние особенно привлекательны, так как позволяют получить результаты практически сразу по завершении теста.

 Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную:

Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося. Это основная, и самая очевидная функция тестирования. По объективности, широте и скорости диагностирования, тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля.

Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала. Для усиления обучающей функции тестирования, могут быть использованы дополнительные меры стимулирования учащихся, такие, как раздача учителем примерного перечня вопросов для самостоятельной подготовки (презентаций по изучаемой теме), наличие в самом тесте наводящих вопросов и подсказок, совместный разбор результатов теста.

Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.

 Глава 1. Тестирование, как форма проверки знаний учащихся

 

Тестирование — более справедливый метод, оно ставит всех учащихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, практически, исключая субъективизм учителя.

Следует отметить, что именно тестирование постепенно становится и основной формой сдачи экзаменов. С 2009 года для всех выпускников школ основной формой итоговой государственной аттестации в школе Российской Федерации является Единый Государственный Экзамен. И реалии таковы, что требуется обязательно вводить тестовые технологии в систему обучения. С их помощью в течение года следует оценить уровень усвоения материала учениками и формировать у них навык работы с тестовыми заданиями. Такие тренировки позволят учащимся при сдаче ЕГЭ реально повысить балл. Также во время таких тренировок развиваются соответствующие психотехнические навыки саморегулирования и самоконтроля. В связи с этим тестирование, как средство измерения и контроля знаний учеников, становится основой обучающего процесса в российской школе.

Тестовые задания могут составляться с использованием разнообразных компьютерных инструментов, начиная от различных редакторов и программ для разработки презентаций и до использования языков программирования и возможностей сети Интернет. И, наверное, любой учитель информатики и ИКТ создавал для своей работы свою тестовую среду. Но разработка качественного тестового инструментария — длительный, трудоемкий и дорогостоящий процесс. В своей работе я использую возможности языка программирования VisualBasic, входящий в пакет Microsoft  Visual Studio 2008. Это объектно-ориентированный язык, который позволяет создавать учащимся пользовательские программы- приложения. 

С помощью программы Microsoft  Visual Studio 2008 возможна организация и проведение тестирования, экзаменов в любых образовательных учреждениях (вузы, колледжи, школы) как с целью выявить уровень знаний по любым учебным дисциплинам, так и с обучающими целями. Учащиеся изучают пакет программ Microsoft  Visual Studio 2008 по учебной программе 9 – х классов. При изучении программы рассматриваются все основные методы и приемы программирования на языке VisualBasic, блок –схемы и алгоритмы построения программ.

 Глава 2.  Microsoft  Visual Studio 2008, как учебная среда программирования.

 Microsoft  Visual Studio 2008 - это система учебных  программ  для создания пользовательских компьютерных приложений, и в том числе проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа результатов, выставления оценки по указанной в тесте шкале.

Программа  Microsoft  Visual Studio 2008 позволяет создавать тестовые и учебно-обучающие задания: одиночный выбор, множественный выбор, установление порядка следования, установление соответствия, указание истинности или ложности утверждений, ручной ввод числа, ручной ввод текста, выбор места на изображении, перестановка букв. Все это можно использовать при создании  тестов и можно использовать любое количество любых типов, можно только один, можно и все сразу. В заданиях с выбором ответа (одиночный, множественный выбор, указание порядка, указание истинности) можно использовать до 10 (включительно) вариантов ответа.

В программе имеются богатые возможности форматирования текста вопросов и вариантов ответа. Вы можете определить шрифт, цвет символов и фона, разбивать текст на абзацы и применять к ним расширенное форматирование, использовать списки, вставлять рисунки и формулы...

К каждому заданию можно задать сложность (количество баллов за верный ответ), прикрепить подсказку (показ может быть за штрафные баллы) и объяснение верного ответа (выводится в случае ошибки в обучающем режиме), настроить другие параметры…

Можно использовать любую систему оценивания. Система оценки и ее настройки можно задать в ходе написания программы.

Организовать централизованный сбор и обработку результатов тестирования. Результаты выполнения заданий выводятся учащемуся. Учитель может оценить или проанализировать их в любое удобное для него время.

Раздавать можно сразу несколько разных тестов. Непосредственно следить за процессом тестирования.

В обучающем режиме тестируемому выводятся сообщения об его ошибках, может быть показано объяснение к заданию. В свободном режиме тестируемый может отвечать на вопросы в строгой  последовательности, переходить с формы на форму только после определения правильного ответа.

При правильном отборе контрольного материала содержание теста может быть использовано не только для контроля, но и для обучения. Таким образом, позволяя испытуемому самостоятельно обнаруживать пробелы в структуре своих знаний и принимать меры для их ликвидации. В таких случаях можно говорить о значительном обучающем потенциале тестовых заданий, использование которого станет одним из эффективных направлений практической реализации принципа единства и взаимосвязи обучения и контроля.

 

Каждый тест имеет оптимальное время тестирования, уменьшение или превышение которого снижает качественные показатели теста. Поэтому, в настройках теста, предусмотрено ограничение времени выполнения, как всего теста, так и любого ответа на задание (для разных заданий можно выставить разное время). Параметры тестирования, задания, изображения к заданиям для каждого отдельного теста - все хранится в одном файле теста. Никаких баз данных, никаких лишних файлов - один тест – один файл. Файл с тестом зашифрован и сжат.

Благодаря тому, что для теста можно задать несколько различных паролей (для открытия, редактирования, тестирования), испортить (отредактировать) тест лицам не имеющим на это право становится практически не возможно, плюс ко всему, не возможно украсть ключи (правильные ответы) к тестовым заданиям.  Результаты тестирования выдаются сразу по окончанию теста в форме оценки и  поэтому нет возможности учащимся открыть и отредактировать полученный результат. Поэтому оценки учащихся всегда объективны и не зависят от лояльности тестолога.

 Глава 3. Примеры использования возможностей программы  Microsoft  Visual Studio 2008 в учебной деятельности.

        

Очень удобно использовать возможности данного программного продукта  в проектной деятельности на уроках информатики. Суть работы в следующем. Учащиеся самостоятельно выбирают тему проекта, затем подбирают нужный материал (используя различные источники), создают программный продукт, тестируют на пригодность своей работы, защищают свой проект по окончании  работы.

Пример 1. Создание учебно-методического комплекса.

 

 

Данный учебно – методический комплекс позволяет проводить проверку знаний учащихся по теме «Системы счисления».

 

Первоначально учащиеся получают теоретическую подготовку по теме, рассматривают виды перевода из одной системы счисления в другие. По окончании теоретической подготовки учащиеся проверяют свои знания в тестовом режиме.

Другой вид проективной деятельности – это создание обучающих презентаций по выбранным темам и как закрепление и проверки знаний, прохождение тестов по данной теме.

 

Пример 2. Создание презентаций по темам проекта.

  

Учащиеся теоретические основы получают при изучении обучающих презентаций, а проверка знаний и умений происходит при прохождении тестов по данной теме.

  

Пример 3. Работы учащихся в программе Microsoft  Visual Studio 2008.

  

Заключение

 

Технология проективной деятельности учащимся позволяет раскрыть свои творческие способности. Учащиеся самостоятельно выбирают тему проекта, разрабатывают её (используя все доступные источники информации). Тестирование и проверку работы осуществляют по окончанию работы над проектом перед всем классом. В ходе работы над проектом происходит закрепление умений и навыков учащихся по поиску рабочего материала, обработки его с помощью программного обеспечения, а также развиваются навыки и знания по самому программному продукту (Microsoft  Visual Studio 2008). Роль учителя  – это наставник, который помогает своими знаниями  раскрыть суть предмета в самостоятельном изучении предмета,  вовремя подсказать и направить на получение нужной информации.   

 

Источник: