Проектирование – как способ развития творческих и интеллектуальных способностей учащегося.

Проектирование – как способ развития творческих и интеллектуальных способностей учащегося.

Введение

Накопление опыта в применении компьютера как инструмента информационной деятельности подводит школьников (при последующем осмыслении и обобщении этого опыта) к изучению таких тем, как информация и информационные процессы, виды информации, организация и поиск информации и других подобных разделов информатики. Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, предъявляют высокие требования к интеллекту работников. Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают одну из лидирующих позиций на международном рынке труда. Но если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется. Опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей). Изучение предмета информатики направлено на достижение следующих целей:

             овладение трудовыми умениями и навыками- при работе на компьютере, опытом практической деятельности по созданию информационных объектов, полезных для человека и общества, способами планирования и организации созидательной деятельности на компьютере, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией;

             развитие мелкой моторики рук,- пространственного воображения, логического и визуального мышления;

             освоение знаний о роли информационной- деятельности человека в преобразовании окружающего мира;

 формирование первоначальных представлений о профессиях, в которых информационные технологии играют ведущую роль;

             воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности, уважительного отношения к авторским правам;

практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности.

Проектирование – как способ развития творческих и интеллектуальных способностей учащегося.

На современном этапе развития образования в России ставится  вопрос о воспитании и развитии у школьников компетенции во многих областях жизнедеятельности человека. Но для того, чтобы быть компетентным в той или иной сфере деятельности нужно научиться находить информацию, уметь обрабатывать её и преобразовывать по своему пониманию.  Все используемые в дидактике приемы (и складывающиеся на их основе способы учебной работы) можно (условно) разделить на три группы.

                Приемы первого типа непосредственно входят в содержание усваиваемых знаний. Обеспечивающие фактическое их усвоение, они описываются в виде правил, предписаний наряду с изложением предметного содержания знаний. На их основе складываются специфические предметные способы проработки учебного материала. Приемы первого типа характерны для школьников младшего возраста, когда происходит закладка «фундамента» знаний по предмету. На этом этапе целесообразно знания «подавать» в готовом виде (презентации, видеоуроки, обучающие программы и т.д.).

                Приемы второго типа не вытекают непосредственно из содержания знаний по предмету. Это приемы умственной деятельности, направленные на организацию восприятия учебного материала, наблюдения, запоминания, создания образов. Они составляют основное содержание учения, как индивидуальной деятельности, поскольку в них отражаются особенности проявления личностных характеристик, обеспечивающих познание. На их базе формируются индивидуальные способы проработки учебного материала, которые, закрепляясь, превращаются в познавательные способности. Постоянная активизация этих способов в ходе учения — основной путь развития познавательных способностей, условие их проявления. На этом этапе закладываются основы проективной деятельности, но пока только на учебном материале, изучаемом на уроках. Это может быть выглядеть следующим образом. Например, в 7 классе, когда изучается тема «Графическая и видеоинформация» можно предложить учащимся выполнить проект в таких программах, как  PowerPoint (создание презентации), MovieMaker (создание видеопрезентации).

 

Приемы третьего типа, как и первого, задаются обучением, но в отличие от первых не связаны тесно с предметным содержанием знаний. Эти приемы обеспечивают организацию учения, делают его самостоятельным, активным, целенаправленным. К ним следует, прежде всего, отнести приемы целеполагания, планирования, рефлексии, что создаёт основу для самообразования, самоорганизации школьника в учении. Описанные типы приемов  показывают сложную зависимость между обучением и учением. Этот  этап обучения характерен для учащихся старших классов. Причем учебный материал, изученный на уроке можно расширить за счет самостоятельного изучения данной программы и закрепить полученные навыки при выполнении учебных проектов. В 11 классе  - это может быть проект, выполненный с помощью Microsoft Office. А в 9 – 10 классах на языках программирования Pascal либо Microsoft Visual Basic.

  

Проект: «Безгранична ли энергия?»

Сысоев Владислав Игоревич

  Большое значение для организации развивающего образовательного процесса имеет работа с первоисточниками. Важно предоставить возможность ученику право выбора работать с той литературой, которая ему интересна, более значима, эмоционально привлекательна, особенно в тех случаях, когда она выступает объектом информации, а не специальным объектом изучения. Здесь можно предложить учащимся для расширения кругозора и повышения компетенции участвовать в конкурсах, проводимых для школьников различного уровня: школьного,  городского, регионального, областного, национального и международного. Учащиеся нашей школы участвуют в информационных конкурсах с 2008 года. 

   

 

Заключение

Таким образом, способ учебной работы это не только усвоенный (нормативно заданный) прием, но и личностное образование, которое само может оказывать воздействие на обучение превращать его как бы в «производное от учения». Связь между обучением и учением становится взаимообратимой: не только обучение влияет на учение, но и учение может способствовать повышению эффективности обучения, наполняя его знанием о построении процесса учения через анализ индивидуальных способов учебной работы. Конструкция этих материалов тоже должна быть разная. В первом случае ученик получает задания с указанием приемов, которыми он должен воспользоваться. Во втором, ему предлагается выполнить задание (решить задачу), а затем описать способ выполнения. Критерии продуктивности работы ученика при этом, конечно, будут различными.

Источник: