Конденсаторы. Электроемкость конденсатора.

Конденсаторы. Электроемкость конденсатора.

Конденсаторы. Электроемкость конденсатора.

Цель урока:

изучение понятий: электроёмкость конденсатора

 

Задачи урока:

Активизация мыслительной деятельности, формирование  мышления; развитие умений сравнивать, выявлять закономерности, обобщать, логически мыслить. Воспитание ответственного отношения к учебному труду, активизация познавательного интереса учащихся. Вычислить значения электроёмкости плоского конденсатора, параметров плоского конденсатора.

Оборудование:

1) компьютеры;

2) программное обеспечение Microsoft Office Power Point;

3) мультимедийный проектор.

4) ноутбуки

План урока:

  1. Ориентировочно – мотивационный этап

а) постановка учебного задания. Актуализация новых знаний

  1. Операционно – исполнительский этап

в) решение учебного задания

г) формирование приема расчета

д) интериоризация приема расчета

  1. Рефлексивно – оценочный этап

тестирование

 

Ход урока:

  1. Ориентировочно – мотивационный этап

а) постановка учебной задачи. Актуализация новых знаний.

Здравствуйте ребята, сегодня урок физики проведу у вас я. Зовут меня Наговицин А.Г. свой урок я хочу начать с просмотра видеофрагмент и  определимся с темой урока.

 Какое устройство мы используем в качестве вспышки?

 Тема  урока у вас записана на технологической карте: «Конденсаторы. Электроемкость конденсатора». Слайд 1. (тема)

Что такое конденсатор? Давайте посмотрим опыт.

Опыт 1.

Электрофорная машина. Накопление электрического заряда.

Как вы думаете, для чего нужны конденсаторы. Правильно. Слайд 2.(определение конденсатора)

Что мы должны знать про конденсаторы?

Цель урока: Слайд 3.

  1. Устройство конденсаторов.
  2. Физические величины, характеризующие работу конденсаторов.
  3. Научиться решать задачи.

 

  1. Операционально – исполнительский этап

в) решение учебной задачи

поработаем с учебником.

конденсатор состоит из двух близко расположенных друг к другу проводников, так называемых пластин, обкладок, пространство между которыми заполнено диэлектриком.

 У вас два листа бумаги – это обкладки конденсатора. По форме конденсаторы бывают трех видов. Как можно сложить листы бумаги, чтобы получить их форму. Слайд 4.

 Risunok3.jpg

 

Опыт 2. (зависимость от площади обкладок) заполнять листы

С точки зрения математики, какая зависимость между этими величинами.

Вывод 1

Емкость конденсатора прямо пропорциональна площади поверхности обкладок конденсатора

 

C – емкость конденсатора (работа в парах)

 

C ~ S  слайд 5

 

 

Опыт 3. (зависимость от расстояния между обкладками конденсатора) заполнять листы

 

Вывод 2

С точки зрения математики, какая зависимость между этими величинами

Емкость конденсатора обратно пропорциональна расстоянию между обкладками конденсатора

C ~ 1/d слайд 6

 

 

Опыт 4. (зависимость от диэлектрической проницаемости диэлектрика) заполнять листы

 

Вывод 3

 

Емкость конденсатора прямо пропорциональна диэлектрической проницаемости диэлектрика

 

C ~ e    слайд 7

 

Запишем формулу (открываем учебник)

                                 слайд 8

С [Ф]                          

 

Построим  модель понятия емкости конденсатора.  Слайд 9

 Risunok4.jpg

 

г) формирование приема расчета (работа в парах)

  1. определить S
  2. определить d
  3. определить e
  4. вычислить по формуле.

 

Определение

Емкость конденсатора – физическая величина, характеризующая способность конденсатора накапливать электрический заряд, численно равна отношению произведения диэлектрической проницаемости диэлектрика, диэлектрической постоянной и площади поверхности обкладок конденсатора к расстоянию между обкладками конденсатора.

 

Как еще можно вычислить емкость конденсатора. Какую формулу используют в этом случае? (работа в парах)

С = q/U

 Прием расчета

  

 

 

д) интериоризация приема расчета

 

 

  1. применение приема расчета (решение задач) слайд 10

 

 

  1. Конденсатор для радиоприемника составлен из двух лент алюминиевой фольги. Длина каждой ленты 125 см, ширина 2 см. Диэлектрик – парафиновая бумага толщиной 0,22 мм. Диэлектрическая проницаемость парафина равна 2. Вычислить емкость применяемого конденсатора. 2 нФ.
  2. Ёмкость высоковольтного конденсатора в телевизоре С=2∙10–6 Ф, а накопленный заряд равен 4∙10–3 Кл. Вычислить полученное напряжение на конденсаторе. 2 кВ.

 

  1. Дополнительное задание. Решить задачу:

Заряд конденсатора q = 3 • 10-8 Кл. Ёмкость конденсатора С = 10 пФ. Определите скорость, которую приобретает электрон, пролетая в конденсаторе путь от одной пластины к другой. Начальная скорость электрона равна нулю. Удельный заряд электрона 107 м/с.

 

  1. Рефлексивно – оценочный этап

 

 


Автор:  Наговицин А.Г.
Используемая литература: 

А.В. Перышкин «Физика» 9 класс. 14 –издание. Дрофа» 2010 г.