Тема урока: Дисперсия света. Типы оптических спектров.

Тема урока: Дисперсия света. Типы оптических спектров.

Тема урока: Дисперсия света. Типы оптических спектров.

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • ввести понятия спектр, дисперсия света;
    • ознакомить учащихся с историей открытия данного явления.
    • наглядно продемонстрировать процесс разложение узкого светового луча на составляющие различных цветовых оттенков.
    • выявить различия этих элементов луча света.
    • продолжить формирование научного мировоззрения учащихся.
  • Развивающие:
    • развитие внимания, образного и логического мышления, памяти при изучении данной темы.
    • стимулирование познавательной мотивации учащихся.
    • развитие критического мышления.
  • Воспитательные:
    • воспитание интереса к предмету;
    • воспитание чувства прекрасного, красоты окружающего мира.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Методы обучения: беседа, рассказ, объяснение, эксперимент. (Информационно-развивающий)

Требования к базовому уровню подготовки: уметь описывать и объяснять явление дисперсии.

Оборудование и материалы: компьютер, спектроскоп, ноутбуки, проектор, документ – камера, набор газоразрядных трубок, горелка, набор стеклянных призм.

План урока

  1. Ориентировочно – мотивационный этап

а) постановка учебной задачи

  1. Операционально – исполнительский этап

б) решение учебной задачи

в) формирование приема умственной деятельности по теме: «Дисперсия света. Типы оптических спектров».

  1. Рефлексивно – оценочный этап

тестирование

  1. д/з повторение

 

 

Эпиграф к уроку:

Природу нельзя застигнуть неряшливой и

полураздетой, она всегда прекрасна.

Р. Эмерсон (американский философ XIX в.)

 

ХОД УРОКА

  1. ориентировочно – мотивационный этап

а) постановка учебной задачи

Здравствуйте, садитесь. Сегодня урок физики буду у вас вести я, Наговицин Андрей Геннадьевич. И конечно нужно нам определить тему урока. Для подсказки я прочитаю вам стихотворение Ф. И. Тютчева.

Как неожиданно и ярко,

На влажной неба синеве,

 Воздушная воздвиглась арка

 В своем минутном торжестве!

Один конец в леса вонзила,

Другим за облака ушла —

Она полнеба обхватила

И в высоте изнемогла.

Вы уже догадались, какое явление описано в этих поэтических строках. Это, конечно, радуга. Наверное, нет человека, который не любовался радугой. А как возникает радуга? Сколько цветов содержит радуга? Как это можно объяснить с помощью физики? Мы сегодня на уроке дадим ответы на эти вопросы. Давайте сначала посмотрим небольшой видеофрагмент. Определим тему нашего урока. Кто может ее сформулировать?

Формулировка темы и целей урока.

Тема нашего урока – «Дисперсия света. Виды оптических спектров». Сегодня нам необходимо:

  • Ввести понятие «дисперсия света» и конечно  «спектр»;
  • Выявить природу возникновения данного явления – дисперсии света;
  • Познакомиться с историей открытия дисперсии.
  • Операционально – исполнительский этап

б)  решение учебной задачи

Проведем опыт.  Для фиксирования результатов опытов и нашей работы вы будете заполнять рабочие листы. Второй лист – приложение, которое поможет вам в вашей работе.

Опыт 1

Лазерные указки двух цветов (красный и синий).  Что вы наблюдаете? Как вы думаете, почему синий цвет преломляется сильнее? Для этого поработайте с приложением 1.

Как называется это явление? Правильно, это явление получило название  - дисперсия.

Что является причиной дисперсии?

Как зависит длина волны любого цвета от скорости волны?  (учебник)

Зависит ли длина волны одного и того же цвета от частоты? (учебник)

 

Опыт 2

Получение спектра. Исаак Ньютон (опыт)

Получение сплошного спектра.

А что если направить спектроскоп на различные светящиеся вещества.

Опыт 3

Газоразрядные трубки. Получаем линейчатые спектры. Запись в рабочий лист.

Опыт  4

Горелка с солью. Получаем линейчатые спектры. Запись в рабочий лист.

Практическое применение (слайд). Вспомните области применения знаний о спектрах. (Спектральный анализ (фото), Металлургия, машиностроение, атомная индустрия, геология, астрономия – хим. Состав звезд, атмосферы планет, температуру звезд, магнитную  индукцию).

 

  • Рефлексивно – оценочный этап.

Итак, что нового изучили мы сегодня на уроке? И в конце урока для проверки ваших знаний проведем небольшой тест.

Тестирование

 

  • Домашнее задание:  49 - 50

 


Автор:  Наговицин А.Г.
Используемая литература: 

А.В. Перышкин «Физика» 9 класс. 14 –издание. Дрофа» 2010 г.